Вывод и настройка звука в домашнем кинотеатре

Вывод и настройка звука в домашнем кинотеатре

Комфорт просмотра фильмов и любимых видеозаписей можно обеспечить качественным звуком. Для создания звуковой атмосферы большого кинотеатра в домашних условиях необходимо правильно выбрать и настроить акустику. Объемное звучание, которое окружает зрителя, позволяет получить сильные эмоции и удовольствие.

Как правильно вывести звук на AV ресивер

Несмотря на хорошее качество видео и возможности воспроизводить на экране современных телевизоров 3D изображение, качество звука бывает не достаточным для получения максимального удовольствия. Толщина экрана телевизора не позволяет встроить мощную акустику для достижения объемного звучания. Именно для этих целей и приобретается домашний кинотеатр или качественные колонки с AV ресивером. Если вы не являетесь заядлым киноманом и не одержимы идеальным амплитудно-частотным звучанием, можно использовать и бюджетный вариант акустики.

Существует несколько вариантов выведения звука, многое зависит от выбора конкретного домашнего кинотеатра и модели телевизора. Виды подключения связаны с типами разъемов, предусмотренными разными поколениями техники.

Интерфейс HDMI

Самый современный способ передачи, как звука, так и видео. При звуковой проекции с телевизора на AV ресивер должна поддерживаться технология ARC. В техпаспорте домашнего кинотеатра должна быть указана информация о возможности подключения к аудиосистеме через HDMI, т.е. наличие ARC. Если такая возможность есть, подключение происходит соединением кабеля (лучше 1,4 b) разъема телевизора с AV ресивером. Далее следует сделать выбор в настройках телевизора и изменить воспроизведение звука с встроенных колонок на аудиосистему.

Важно! Если после включения функции ARC воспроизведение звука происходит с задержкой, скорее всего, используется некачественный кабель соединения через HDMI разъем.

Оптический выход

Также оптимальным методом считается передача многоканального звука через цифровой оптический выход. Он присутствует во всех современных моделях и гарантирует высокое качество звучания.

Для коммутации домашнего кинотеатра, необходимо использовать специальный кабель, устойчивый к электромагнитным волнам, что позволит избежать помех и искажений звука. Для этих целей соединяются разъемы телевизора и AV ресивера, имеющие обозначения Optical out и Optical in соответственно.

Обратите внимание! Кабель соединяет выход с экрана TV и вход AV ресивера, в противном случае, звук будет отсутствовать.

Другие методы

Для устаревших моделей техники можно использовать слудующие варианты коммутации:

  1. При отсутствии оптического выхода заменой станет коаксиальный разъем, который тоже предусматривает многоканальный звук. Соединение происходит коаксиальным кабелем. При этом выбор обозначения разъемов на панели техники будет Coaxial out/ Coaxial in.
  2. Самый популярный и привычный способ подключения происходит 2-х коннекторным кабелем (тюльпан) красно-белого цвета, но при этом качество передачи аудио сигнала слегка ухудшается. Цветовая маркировка не позволит сделать ошибку при соединении разъемов.
  3. В случае отсутствия свободных выходных разъемов для подключения кинотеатра/ AV ресивера, можно воспользоваться TVвыходом на наушники, через 3,5мм кабель.

Подключение через коаксикальный разъем

Настройка звука домашнего кинотеатра

Обеспечить уровень звучания кинозала в домашних условиях можно при грамотной настройке звука. Даже если верно расставлены все элементы акустики, звучание может быть не идеальное. На данный фактор влияет звуковая изоляция стен, окон и пола.

При наличии мощного сабвуфера достаточно установит Small акустику, а кроссовер – 90Гц. Для работы всего комплекса при тестовом сигнале необходимо установить режим стерео и выставить на колонках желаемый уровень звука. Для объемного звука лучше воспользоваться анализатором аудиоспектра True RTA Level. Для настройки необходимо следующее:

  1. Соединить линейный вход с выходом звуковой карты.
  2. Установить Sound System Calibration.
  3. Выход звуковой карты подключить ко входу ресивера.
  4. Микрофон, подключенный к звуковой карте, настроить на 80-й диапазон.
  5. Отрегулировать частоты и пределы оси звука.
  6. Тип сигнала установить как розовый шум, а RTA resolution – 1/24 октавы.
  7. Включить обработку входного сигнала кнопкой
  8. Выключить генератор и обработку через 10 сек.
  9. Команда View – Save to Memory сохранит описание измерения.
  10. Настройка кроссовера производится при каждом перемещении колонки и прослушивается с разных мест. Необходимо заполнение всех ячеек памяти.
  11. Выбрать лучший уровень звучания и восстановить по описанию измерения необходимые настройки.
  12. Звучание аудиосистемы настроить с сабвуфера с диапазоном 20-500Гц.
  13. Последним этапом является настройка центральной и тыловых колонок.

Необходимая мощность оборудования

Для поддержания конфигурации 7.1 в AV ресивере предусмотрено 7 каналов усиления, хотя для квартиры вполне достаточна конфигурация 5.1. Для этого сабвуфер необходимо выбирать с внутренним усилением, способным генерировать усиление сигнала в сотни Ватт, и который сможет обеспечить хорошую динамику. Для колонок достаточно усиления в несколько десятков Ватт на 1 канал для обеспечения объемного звука в комнате до 30 кв. м.

Факторы, влияющие на выбор ресивера

Большого экрана не достаточно для передачи всей масштабности эффекта кинопродукта. Ресивер является «сердцем» домашнего кинотеатра, основная функция которого — совершенствование звукового ряда. Рассмотрим наиболее важные моменты, на которые следует опираться при выборе данного элемента оборудования.

Мощность ресивера и количество каналов

Мощность не должна превышать выходное усиление звука на колонки: в противном случае это приведет к выходу из строя системы. Бюджетный вариант ресивера может достигать до 100 ВТ, что вполне обеспечивает 5.1 режим и дарит качественный объемный звук в помещении до 20 кв. м. Сабвуфер имеет свое усиление, поэтому в общей мощности акустической системы не учитывается. Необходимо помнить, что чем больше мощность, тем громче звук. Для выбора оборудования в помещение свыше 30 кв. м., ресивер следует выбирать более 150 Вт с режимом не менее 7.1.

В конфигурации первая цифра обозначает количество колонок, а вторая — количество каналов. Если конфигурация будет 7.2, значит, система двухканальная и сабвуферов будет 2 шт.

Количество портов

Самыми универсальными видами разъемов для аудио и видео воспроизведения является HDMI-порт. Используя данный разъем, есть возможность подключить любую составляющую аппаратуры. Для подключения домашнего кинотеатра их количество не должно быть меньше 3-х, а лучше выбирать ресивер с запасом разъемов для возможного будущего увеличения пользователей.

Наличие декодеров и аудио процессоров

Необходимые форматы декодера Dolby и DTS входят в комплект даже самой простой системы. Что еще может быть?

  • для Blu-ray фильмов должен быть Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio;
  • чтобы прослушивать музыкальные треки понадобится декодирование FLAC, AAC, Apple Loseless;
  • проигрывание HD аудиозаписей — ЦАП с частотой дискретизации более 192 кГц.

Дополнительные функции

Функция конвертации видео предусмотрена в основном в моделях средней и высокой категории. Способна преобразить аналоговый сигнал в цифровой, а также повысить разрешение до Full HD. При наличии современного телевизора с встроенным TV-тюнером, данная функция будет не востребована.

Yamaha RX-V377/HTR-3067 оснащен USB-портом

Функция Standby — Passthrough обеспечит пропуск сигнала даже в выключенном состоянии ресивера, когда есть необходимость переключить воспроизведение с колонок на телевизионные динамики. Это возможность позволит просматривать фильмы во время отдыха остальных домочадцев.

Наличие USB-порта поможет быстро запустить воспроизведение фалов с внешних носителей. Ресивер с поддержкой Bluetooth обеспечит возможность подключения к системе через смартфоны и планшеты.

Сравнительно недорогие ресиверы, имеющие необходимый пакет функций и параметров, не превышают 300 у.е. при полной комплектации. Наиболее востребованные бюджетные варианты, обеспечивающие передачу качественного видео и объемного звука это: Onkyo TX-SR307, Denon AVR-1508, Pioneer VSX-519V, Yamaha RX-V365.

Альтернативные варианты акустики

Если не устраивает встроенная ТВ-акустика, а экран большой диагонали, то для обеспечения объемного звучания можно не спешить устанавливать домашний кинотеатр. Альтернативной акустикой может быть звуковая панель. Она представляет собой продолговатый короб, который размещается под панелью телевизора с усилителями, драйверами, разъемами и схемами кроссоверов. В основе звуковых панелей лежит 3-канальная система (по центру и по бокам). Для более качественного звука можно выбрать модели с 5-6 каналами. Главным преимуществом является компактность. Даная акустика чаще используется в малогабаритных квартирах, где очень важна экономия свободного пространства. Хорошая звуковая панель способна обеспечить для небольшого помещения звуковой эффект, который на 70% будет идентичный с домашним кинотеатром.

Звуковая панель — альтернатива встроенной ТВ-акустике

Обратите внимание! При подключении техники важно помнить, что до момента соединения всех кабелей, оборудование не должно быть подключено к питанию электросети.

Новинкой в акустической системе является саундбар. Это достойная замена встроенной ТВ акустики, обеспечивающий объемный звук. Он может использоваться как подставка, находиться или внизу или вверху телевизора. Саундбар предусматривает наличие разных разъемов, как коаксиальных, так и HDMI. Есть аналоговые входы, USB- порты, Bluetooth. Могут иметь 2-х и многоканальные конфигурации. Сабфуфер может быть встроенный; если он внешний, лучше расположить его в одной плоскости со звуковой панелью для достижения более качественного звучания. Также на качество звука положительно влияет расстановка динамиков в один ряд с определенным расстоянием друг от друга и углом. Акустика оснащена декодерами DolbyDigital и DTS. Выбрав саундбар, вы получите следующие плюсы:

  • небольшие габариты обеспечивают качественный объемный звук;
  • возможность воспроизведения любого формата;
  • встроенные плееры, работа с внешними носителями;
  • управление функциями может осуществляться через пульт.

Звуковая панель и саундбар являются достойными альтернативными подходами в обеспечении воспроизведения качественного звука, передающего атмосферу кинозала в маленьких помещениях.

Читайте также  Рейтинг лучших смартфонов с ОС Android

Как правильно настроить звук в домашнем кинотеатре – практические рекомендации профессионального акустика

Довольно часто приобретение и установка домашнего кинотеатра вместо восторга приводит к разочарованию: нет ожидаемого звучания. Дело в том, что одни и те же динамики (в нашем случае колонки кинотеатра) в разных комнатах могут (да и скорее всего будут) звучать абсолютно по-разному.

Значит проблема не в динамиках, а в комнате. В рамках этой статьи мы поможем разобраться с принципами настройки акустики в Вашей комнате с помощью соответствующей отделки стен.

Для достижения эффекта идеального звучания частотная характеристика комнаты должна быть практически плоской. Проблемы с акустикой возникают из-за отражения звука и стоячих волн.

Существует несколько вариантов решения этой проблемы: установка стеновых панелей, корректировка формы и размеров комнаты, определение оптимального месторасположения динамиков и дивана относительно друг – друга.

Чтобы понять, как распространяется звук, вспомним, что происходит после падения в воду камня: от центра падения расходятся волны. Также ведет себя и звук, вышедший из динамика. Однако за счет относительно небольших размеров комнаты звук быстро достигает стен и отражается от них, заполняя всю комнату.

Иногда отраженный звук получается естественным, приятным для восприятия. Но значительно чаще звук отражается несколько раз, смешиваясь с отражениями от других поверхностей (стен, пола, потолка, предметов интерьера). И тогда получается такая «симфония», что ни один нормальный человек выдержать не может. Здесь очень важно найти баланс.

Поглощение

Существует практика управления звуком домашнего кинотеатра с помощью установки в определенных местах комнаты акустических панелей из поглощающих или рассеивающих материалов. Большей популярностью пользуются поглощающие звук панели.

Однако нужно учитывать то обстоятельство, что звуковые волны разной частоты имеют различную степень поглощения. Определяющими являются тип панели и ее толщина: чем толще панель, тем больший спектр частот будет поглощен. Известно, что применение стекловолокнистых акустических панелей толщиной 25 мм дает возможность снизить частоту звука до 1 кГц.

Поглощение звуковых волн носит характер прямолинейной зависимости от их длины на определенной частоте и толщины самой панели. Коэффициент эффективности поглощения изменяется прямопропорционально изменению толщины панели. Применение поглощающих панелей способно полностью нивелировать эффект «первого отражения».

Звук к слушателю попадает как напрямую, из колонок, так и отраженным от поверхностей и предметов. Если звук отразился только один раз – это первое отражение. Обычно такие точки расположены на смежных с динамиками стенах.

Если звук, прежде, чем достичь ушей человека, отражается несколько раз, то резко возрастает вероятность его искажения. Дело в том, что звук на преодоление различных дистанций затрачивает различное время. В результате происходит наложение одних звуковых волн на другие и человек ощущает дискомфорт.

Следовательно, для устранения искажений необходимо сделать так, чтобы звук приходил к человеку после первого отражения.

Но как правильно определить место первого отражения? Все просто. Устанавливаем диван (кресло) на место предполагаемых просмотров. Предлагаем одному человеку присесть, а второй перемещается с зеркальной панелью вдоль стены.

Место, где зритель увидел отражение в зеркале динамика – и будет местом установки акустической панели. Практика показала достаточность использования панелей шириной от 60 до 90 см и длиной от 1,8 до 2,4 м.

Монтируют панели любым удобным способом: с помощью металлического крепежа или строительного клея. Кому как удобно. Если стены из гипсокартона – вырезают отверстие и на это место вставляют акустическую панель. Для балансировки средних частот применяют потолочные панели.

Низкочастотный резонанс устраняют с помощью расположенных в углах комнаты вертикальных цилиндрических поглотителей.

Рассеивание

В борьбе со звуковыми искажениями можно попасть в другую крайность: получить вялый, неживой звук. Для устранения этой проблемы применяют специальные рассеиватели. В качестве рассеивателей могут применяться как сочетающиеся с интерьером панели, так и обычные книжные шкафы. Важно, чтобы книги были не одного размера.

В этой статье мы показали Вам лишь направление, двигаясь в котором, можно добиться идеального звучания Вашего домашнего кинотеатра.

Как правильно настроить акустику домашнего кинотеатра?

Покупка домашнего кинотеатра стала для меня долгожданным радостным событием. Но после восторга от покупки пришло понимание того, что я совершенно не разбираюсь в том, как правильно настроить колонки домашнего кинотеатра, чтобы сформировать ощущение полного погружения в фильм за счет визуального и звукового ряда. Для правильной настройки колонок пришлось приглашать специалиста.

Он пояснил мне «на будущее», в чем заключается разница между стерео-каналами и как нужно расставлять колонки в комнате, чтобы «выжать» по максимуму из возможностей оборудования.

Основные термины: стерео, окружающий звук и аудиоканалы

Самыми простыми в настройке является обычные двухканальные стерео-колонки. Когда слушаете iPod через наушники или радио в машине, этот звук вы воспринимаете в двухканальном стерео-формате.

Такой стерео-звук называют двухканальным, потому что он воспроизводится только через правый и левые каналы наушников или колонок. Это самый минимальный уровень воспроизведения звука для нормального восприятия человеческим слухом.

В комплексной системе домашнего кинотеатра двухканальные стерео-колонки называют системой 2.0 (или 2 канала без сабвуфера). При добавлении сабвуфера система уже будет называться 2.1, где «1» обозначает добавление дополнительного источника звуков для воспроизведения низкочастотных эффектов.

Многоканальные системы построены на базовом уровне 2.1, но с добавлением дополнительных аудиоканалов, для создания оптимального «объемного» звучания во всем помещении при просмотре видео или прослушивании музыки. Таким системам требуется отдельный компонент (рисивер), который сможет правильно распределять каналы из источника звука (Bluray проигрыватель или кабельный сигнал телевизора). Современные рисиверы способны поддерживать комплексные аудиосистемы с каналами от 5.1 до 11.2. То есть от 5 колонок с одним сабвуфером до 11 колонок с двумя сабвуферами.

Но большинство современных фильмов в формате Bluray предлагают качество звука для систем с аудиоканалами от 5.1 до 7.1. Поэтому не нужды покупать самый мощный рисивер, если ваша видеоколлекция не предлагает ни одного фильма для 11 колонок. Или если в вашем домашнем кинотеатре не больше 5-ти колонок.

Как настроить базовую систему 2.1?

Низкочастотный сабвуфер можно расположить как можно ближе к рисиверу, так чтобы звук прямой волной распространялся на слушателя, который сидит перед экраном телевизора. Только не ставьте его в самый угол комнаты или в нишу, тогда звук не будет распространяться по комнате должным образом.

Основные колонки – левая и правая – должны располагаться по бокам от телевизора, примерно на расстоянии полутора метров от центра экрана, под внутренним углом 20-30 градусов в сторону ТВ. При этом слушатель должен находиться на расстоянии 1 метра от экрана телевизора, чтобы максимально воспринимать звуковой поток и эффекты.

Как настроить базовую систему 5.1?

Это, пожалуй, самая распространенная аудио-система в современных домашних кинотеатрах. Она позволяет создавать «объемное» звучание. К основным – правой и левой колонке, сабвуферу в системе 2.1 – добавляется центральная колонка и небольшие окружающие левая и правая колонки. Вначале расставьте основные колонки в системе 2.1, как описано выше.

Центральная колонка отвечает за воспроизведение речи из фильмов. Ее нужно расположить прямо по центру к дивану или креслу, которое стоит напротив экрана телевизора. Центральная колонка должна стоять на уровне головы сидящего человека, прямо направленная на него, чтобы звук быстрее всего достигал ушей.

Левая и правая окружающие колонки отвечают за воспроизведение звуков окружения (ambient). Например, посвистывания или шорох листвы на заднем фоне, вот эти звуки обычные колонки передают не в полной мере или совсем заглушают. Дополнительные правая и левая колонки должны располагаться сзади сидящего человека, создавая ощущения «объемного» звучания.

Примерная схема расположения системы 5.1 в комнате:

В системе 7.1 добавляются еще две колонки, которые желательно поставить за пределами системе 5.1, на уровне с сабвуфером.

Чтобы узнать, как правильно расположить колонки и телевизор в системе 5.1, посмотрите видео:

Общие советы для улучшения качества звука домашнего кинотеатра:

  1. Используйте автоматическую калибровку для правильной настройки всех элементов системы.
  2. Важнее всего настроить центральную колонку в системах 5.1 и выше. Чтобы не прислушиваться к диалогам и не сидеть оглушенным во время экшен-сцен, покопайтесь в настройках вашего рисивера. Внимательно прислушивайтесь к тому, как звучат диалоги во время тестирования звука. Они должны быть слышны отчетливо в любой части комнаты, не заглушаясь звуками эффектов.
  3. Провода для колонок должны быть высокого качества. Чем толще, тем лучше.

Также хочу сказать, что акустика и особенности комнаты, в которой располагается домашний кинотеатр, имеют огромное значение. Подробнее смотрите ниже:

Советы от THX: как получить от домашнего кинотеатра всё

Сохранить и прочитать потом —

Сертификация THX была создана для того, чтобы кинотеатры соответствовали определенным стандартам. С тех пор сфера влияния компании расширилась, в нее вошли как домашние кинотеатры, так и отдельные AV-продукты. И поэтому я спросил технического директора THX Скотта Фрэнсиса (Scott Francis), может ли он дать какие-нибудь советы относительно того, как оптимизировать и расположить экран, акустику и кресла так, чтобы получить от домашней системы максимум. Причем в самых разных ситуациях — при индивидуальном просмотре, семейном, или же при просмотре большой компанией как фильмов, так и ТВ-шоу и спортивных программ.

Читайте также  Делаем фрезерный станок из обычной дрели

Он начал с прописной истины: «Вообще, идеальный сетап — тот, который вам больше всего нравится и вызывает у вас и ваших гостей больше всего радостных эмоций. Не нужно бояться что-то менять на свой вкус или же ради комфорта гостей только лишь потому, что имеющаяся система считается “технически правильной”».

Каково идеальное расположение экрана?

В идеале экран должен быть расположен прямо напротив, с центром практически на уровне глаз с основной позиции просмотра. Отклонение от горизонтальной или вертикальной оси на 10-30 градусов на качество не сильно влияет, да и у современных экранов углы обзора широкие, рассчитанные на просмотр большой компанией. Обычно условия диктует комната, и поэтому нужно думать над посадочными местами, выбирая саму мебель и ее расположение так, чтобы исключить боль в шее и прочий дискомфорт в течение длительного просмотра.

Очень часто такую проблему создают экраны, которые вешают над каминами — они в итоге расположены слишком высоко для большинства моделей диванов, из-за чего приходится задирать голову вверх. Однако если чаще всего вы смотрите на экран, развалившись на диване, такое решение может оказаться удобным. В этой ситуации можно даже добавить второй ряд из высоких стульев, расположенных за основным диваном возле бара или стола, что вполне часто встречается в совмещенных кухнях/гостиных.

Если же вы используете проектор, а не телевизор, то угол обзора может быть более неудобным. Найдите такое место, в котором вам не придется задирать голову.

Каково идеальное расположение колонок?

Когда место для экрана известно, можно устанавливать акустику: ее следует поставить примерно симметрично относительно точки фокуса — центра экрана. Большинство комнат нельзя назвать симметричными — у них могут быть три стены, смещенные центральные линии, ступеньки и иные архитектурные излишества. Некоторые из этих необычностей не так сильно мешают в организации пространства для просмотра и прослушивания, но если вы не можете расположить левый, правый и центральный каналы в плоскости под правильным углом с одинаковым расстоянием до правой и левой колонки от точки прослушивания, значит, что-то не так. Возможно, следует поменять расположение экрана.

Центральный канал следует установить максимально близко к экрану — в среднем непосредственно над или под ним, хотя в проекторных инсталляциях можно и за полотном акустически прозрачного экрана. Для спортивных трансляций это не так уж и важно, но в художественных фильмах большая часть диалогов исходит именно отсюда, так что близко расположенный к экрану центральный канал добавит картине реалистичности.

Схема расстановки колонок в 5.1-канальной системе

Левый и правый канал должны находиться на одинаковом расстоянии от центрального и от точки просмотра. Небольшое отклонение от линии в 10-20% можно скомпенсировать с помощью ресивера, но сильное отклонение сломает построение сцены, и вместо контента вы будете слышать колонки. Для спортивных трансляций широкая расстановка каналов — интересное решение, но в художественных фильмах колонки, расположенные в углах тупого треугольника (где угол отклонения оси, по которой распространяется звук от колонок, от центральной оси выше 30 градусов) могут звучать не так хорошо.

Я видел, как многие люди монтируют левый и правый канал сразу же рядом с дисплеем. Мне такой вариант не нравится, кажется, что он уменьшает сцену. Для большинства контента расширение сцены за пределами экрана — выигрышный вариант.

Однако если вы используете комнату для стерео, то от небольшого расстояния между правым и левым каналом можно выиграть. Конкретнее: если правый и левый каналы расположены в пределах 15 градусов относительно линии взгляда, прямой звук будет доминировать над отраженным. С увеличением угла будут увеличиваться отражения, а от этого возрастут и помехи.

Схема расстановки колонок в 7.1-канальной системе

Акустика объемного звучания и верхние каналы должны быть расположены симметрично относительно места прослушивания, и их, что самое важное, должно быть слышно! Я часто вижу, как люди просто лепят их куда попало или вовсе вешают на потолок, направляя вниз. Рассмотрите вариант с более компактными колонками объемного звучания, которые вы сможете расположить примерно на уровне уха без каких-либо препятствий для звука. Симметрия в рамках длины пути — один из самых важных параметров.

В системе 5.1 акустику объемного звучания нужно расположить слегка позади, иначе сцена может схлопнуться. С другой стороны, если она слишком далеко, может потеряться тот самый объемный, погружающий эффект. Экспериментируйте с расположением акустики, учитывая возможности комнаты, и решите, в каком варианте она лучше всего отыгрывает нравящийся вам контент.

Для спортивных передач мне нравится такая система: фронтальные и задние каналы расположены практически в углах четырехугольника, а слушатель при этом находится в центре задней половины этого четырехугольника, ближе к задним каналам. Для моих ушей такая расстановка создает серьезный эффект стадиона.

Схема расстановки системы формата Dolby True HD или DTS HD Master Audio (сурраунд-колонки следует поставить так, чтобы получился 60° угол от позиции слушателя)

Сабвуферы очень просто расположить примерно, и почти невозможно разместить точно. Вы наверняка слышали, что бас распространяется во всех направлениях и поэтому расстановка сабвуфера не особо важна. Это в некоторой степени верно, но установка сабвуфера слишком далеко от центра или в каких-нибудь необычных местах может привести к интересным эффектам в звучании и задержке для определенных мест для прослушивания. Использование двух сабвуферов может эту проблему во многом решить, равно как и перемещение единственного сабвуфера по помещению. В конце концов, и настройки задержки могут помочь. В соответствии с акустикой конкретной комнаты, расположение на разном расстоянии от стен или углов тоже может достаточно сильно повлиять. Экспериментируйте с местом установки и контентом.

На сайте THX сказано: «Если у вас есть четыре сабвуфера, поставьте по одному по центру каждой стены. Если у вас два сабвуфера, поставьте их по одному по центру двух стен друг напротив друга. Если у вас один сабвуфер, поставьте его по центру фронтальной стены».

Каково идеальное расположение кресел относительно экрана и акустики?

Там, где вы видите и слышите хорошо! Подумайте обо всех отражающих и поглощающих поверхностях в комнате и о том пути, который должна пройти звуковая волна, стремясь добраться до ваших ушей. За вами есть твердая стена? Может быть, картина или ковер помогут справиться с отражениями от этой стены. Вы с кресла должны без проблем видеть весь экран и все колонки.

Затем подумайте о «сквозных линиях», проходящих от динамиков сквозь вашу голову. Что находится за вашей головой? Стена? Покрыта ли она отражающим или поглощающим материалом? Каков угол отражения? Может ли звук как-то странно от нее отразиться и создать в комнате гул или грязь? В этом может помочь подстройка угла атаки, расположения или способа крепления колонки, но можно и со стеной что-нибудь сделать.

Каковы лучшие настройки для дневного просмотра с засветкой — например, во время просмотра спортивной трансляции большой компанией?

Большинство современных телевизоров очень яркие и могут работать практически в любых условиях, однако не стоит забывать о ярком свете из окон и дверей. Бывает очень сложно скомпенсировать прямой поток света, исходящий от окна непосредственно в экран, так что таких ситуаций стоит избегать.

Спортивные трансляции традиционно проходят с более высокой цветовой температурой и более острыми гамма-кривыми, чем художественные фильмы. Температура между 5000 и 6500K, скорее всего, пойдет для баскетбола: соревнования по нему проходят в помещении, и такая температура соответствует подсветке баскетбольной площадки. Выше 6800K я бы не рекомендовал — будет слишком холодный цвет.

Если у вас на просмотр соберется толпа, то наверняка в комнате будет включено дополнительное освещение, так что не забывайте и об общей яркости. Ради нее можно пожертвовать уровнем черного, подняв уровень яркости выше среднего — с художественными фильмами вы такого, скорее всего, не сделаете.

Каковы лучшие настройки телевизора для просмотра динамичного контента, вроде спорта?

Скорее всего у вашего телевизора есть режим «спорт», и я бы начал с него. Настройки такого режима очень сильно разнятся от модели к модели. Например, проработка краев на некоторых устройствах работает хорошо, а на других ей нужно несколько кадров для того, чтобы войти в строй. Для художественных фильмов это нормально, но в спортивных трансляциях бесит.

Многие телевизоры могут создавать промежуточные кадры, используя «предсказывающие» алгоритмы: чаще всего такой процесс называют интерполяцией кадров. Если ваша модель умеет создавать такие кадры хорошо, то выглядеть трансляция будет менее «кристаллически» и грубо. Однако может получиться и эффект «мыльной оперы». Некоторые телевизоры симулируют эффект затухания люминофора в этих промежуточных кадрах, знакомый по ЭЛТ-телевизорам и плазмам, и он выглядит симпатично.

Каковы лучшие настройки звука для просмотра спортивных трансляций?

Выкручивайте на полную! Если вы построили сетап в соответствии с моими советами, то трансляция должна быть хорошей. Большинство процессоров и ресиверов оснащены различными эффектами, среди которых встречается и «стадион», и в хороших системах в таких эффектах нет необходимости, но на импровизированном коллективном просмотре они могут и улучшить звучание.

Читайте также  Лучшие электрические накопительные водонагреватели 2018 года

В частности, баскетбол изобилует четкими перкусионными верхами, широко расположенными в пространстве. Некоторым все эти скрипы кроссовок и мячей о глянцевый пол кажутся слишком противными, и для таких слушателей нужно немножко смягчить верха.

Есть ли у вас еще советы по просмотру спортивных трансляций, а не художественных фильмов или ТВ-шоу?

Чипсы и другую хрустящую еду нужно жевать строго во время тайм-аутов. В моем доме для этих целей служат креветки в маринаде из текилы и лайма, приготовленные на гриле. Не кидайте ничего в экран, если результат игры вас не устраивает, и наслаждайтесь проведенным временем!

Пять способов улучшить звук вашего домашнего кинотеатра

Домашний кинотеатр был и остается одним из наиболее популярных способов разнообразить досуг. Но домашний кинотеатр – это не обязательно отдельная комната в загородном особняке, оборудование которой заняло год и стоило несколько миллионов. Чаще всего домашний кинотеатр – это обычная гостиная, в которой установлен телевизор или проектор, а также аудиосистема. Здесь можно смотреть телепередачи и кинофильмы, ролики из YouTube, фотографии из последней туристической поездки. Но, как мы уже поняли, домашний кинотеатр – это не только большая и качественная картинка, но и хороший и точный звук. И вот вам пять советов, как сделать его еще лучше.

Правильный подбор акустики

Если в вашей системе пока только две колонки, то для прослушивания музыки этого вполне достаточно. Но для полноценного воспроизведения окружающего звука, который сопровождает современные кинофильмы, сериалы и компьютерные игры, двух колонок явно недостаточно. Самое время перейти на настоящий многоканальный звук!

Однако не стоит подходить к выбору дополнительной акустики для домашнего кинотеатра (то есть колонок центрального и тыловых каналов) по принципу «лишь бы было». Дело в том, что акустика каждой компании, даже если модели разных компаний очень похожи между собой, обладает собственным фирменным «голосом». Отсюда следует вывод – покупать дополнительную акустику для домашнего кинотеатра нужно той же компании-изготовителя и желательно из того же молельного ряда, что и уже имеющаяся у вас. Если же в вашей гостиной до сих пор красуется акустика, заставшая эпоху хиппи и развитого социализма, самое время поменять ее на что-то более качественное и современное. И это хороший повод сразу приобрести полный комплект колонок. При правильном подборе акустики в домашнем кинотеатре звук будет плавно переходить от одной колонки к другой, что создаст более реалистичное, захватывающее пространство вокруг вас.

Сабвуфер – это важно!

Сабвуфер является важнейшим звеном в домашнем кинотеатре, так как именно он придает глубину и насыщенность его звучанию, а значит, и достоверность происходящему на экране. Конечно, современные технологии позволяют перенаправить низкочастотные звуковые эффекты в колонки основной стереопары, но поверьте – у них и без этого хватает работы. И только сабвуфер сможет в полной мере передать грохот сражений на далеких планетах, топот средневековой конницы или мощные шаги тираннозавра. Если вы смотрите в своем домашнем кинотеатре не только мелодрамы, сабвуфер ему просто необходим.

Хороший усилитель

Лучшая акустика не проявит всех своих качеств, если подключить ее к недостаточно мощному или устаревшему усилителю. Даже если вы считаете, что высокая громкость, а значит, и значительная выходная мощность усилителя вам не нужна, подумайте о широчайшем динамическом диапазоне, с которым записывается сегодня и музыка, и саундтреки кинофильмов. Для его правильного воспроизведения усилитель должен обладать значительным запасом по выходной мощности, иначе в звуке появятся искажения.

Если в вашем распоряжении есть хороший стереоусилитель с парой колонок – попробуйте подключить его к аудиовыходу телевизора – уверены, результат вас удивит. Но при создании домашнего кинотеатра с «нуля» самым правильным будет приобретение специального многоканального AV-ресивера, цены на которые сейчас стали очень выгодными.

Правильная расстановка акустики

Одна из самых больших ошибок, которые делают начинающие любители домашнего кино – неправильная расстановка акустики. Не стоит ставить колонки для основных стереоканалов, да и тыловые тоже, в самых углах комнаты или под потолком, даже если, на ваш взгляд, это сделает их малозаметными. А колонку центрального канала необходимо размещать по центру экрана ТВ или проектора, под ним. Стерео и тыловые колонки должны быть установлены примерно на равном расстоянии от слушателей. Колонки стереопары ставятся перед зрителями, слева и справа от экрана, а тыловые – по бокам от места прослушивания. В крайнем случае, для коррекции звука в домашнем кинотеатре можно воспользоваться системами автокалибровки, которые есть в современных AV-ресиверах, но необходимо помнить, что они не всемогущи.

Позаботьтесь об акустике

На сей раз речь пойдет не о самих колонках, а о том, в каких условиях им приходится работать. Акустическая обработка комнаты прослушивания играет большую роль в повышении качества звучания вашей системы. Наличие плоских, твердых поверхностей большой площади (стен, потолков или окон) приведет к отражению и искажению звука, и нарушению его натуральности. Чтобы контролировать этот эффект, вы можете задрапировать твердые поверхности в вашей комнате, снизив их отражающую способность.

Самый простой способ сделать это — разместить на окнах шторы или занавески и установить на стенах звукопоглощающие панели. Наличие последних, конечно, может сказаться на интерьере вашей гостиной, но попробуйте установить их хотя бы в углах.

Как подключить домашний кинотеатр к телевизору

HDMI

Самый удобный и современный вариант, но он отсутствует у более старых моделей телевизоров. Такой формат подходит для передачи аудио и видео в высоком качестве и избавляет вас от большого количества проводов и долгих настроек.

На ресивере необходимо подключить кабель к разъему HDMI с пометкой «OUT», а на телевизоре к разъему с пометкой «IN». Удобство этого способа, как уже сказано, заключается в том, что одним проводом мы подключаем и видео- и аудиосигнал.

Теперь необходимо соединить ресивер с источником сигнала и аудиосистемой. Для начала подключаем приставку к DVD или Blue-ray плееру. Для этого, на задней панели плеера находим разъем HDMI или аналоговые разъемы (простые «тюльпаны») с пометкой «OUT» и соединяем их с соответствующим гнездом на ресивере, но с пометкой «IN».

Далее, подключим колонки и сабвуфер к приставке. Встречаются два типа соединения – зажимные (провода крепятся под небольшие прищепки) и резьбовые (провода прикручиваются к контактам). Важно соблюдать порядок – например, не подключить центральную колонку на место сабвуфера или задние динамики на место передних.

Оптический кабель

Если HDMI или SCART при подключении домашнего кинотеатра к телевизору позволяют сразу настраивать и видео- и аудиосигнал, то в случае использования аналогового способа подключения видео, звук нужно подключать дополнительно. Оптический (или оптоволоконный) кабель – по качеству лучший для этого вариант. Преимущество такого кабеля в устойчивости к электромагнитным излучениям.

Для того, чтобы подключить домашний кинотеатр, нужно подсоединить один конец кабеля к гнезду «OUT» на ресивере, а другой к «IN» на телевизоре. Это позволит сделать звучание чистым, без каких-либо помех. Правда, не все телевизоры обладают возможностью приема сигнала через оптоволокно – иногда они работают только на «выход».

После успешного подключения звука нужно подключить передачу видео от ресивера к телевизору (можно при помощи HDMI или «тюльпанов»), а затем соединить приставку с источником сигнала и аудиосистеме по алгоритму, указанному в первом пункте.

Коаксиальный кабель

Еще один способ передачи аудиосигнала при подключении домашнего кинотеатра к телевизору – через коаксиальный разъем. По качеству он немногим хуже оптоволоконного, но сам кабель является более громоздким и менее гибким, что может доставить определенные сложности при монтаже.

Данный вид кабеля нужно подключать к гнезду «Coaxial OUT» ресивера и «Coaxial IN» телевизора. По виду он напоминает «антенный» вход.

После успешного подключения звука, необходимо подключить передачу видео от ресивера к телевизору, а затем подсоединить к приставке источник сигнала и аудиосистему.

Аналоговые разъемы

Самый старый и низкокачественный способ подключения домашнего кинотеатра к телевизору, применять который стоит, только если нет возможности использовать другой метод. Провода-«тюльпаны» следует подключать к аудио- и видео-гнездам ресивера с пометкой «OUT». Другие концы проводов подключаются к аналогичным гнездам на телевизоре, но с подписью «IN».

Важно при этом соблюдать цветовую маркировку – она поможет вам правильно разобраться с подключением. Чаще всего желтый «тюльпан» отвечает за видео, а красный и белый – за аудио. Таким образом, подключать их следует к разъемам соответствующего цвета.